?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности тех.устройств, зданий,сооружений, наладка котельного оборудования в Московской области (Ногинск, Орехово-Зуево, Электросталь, Балашиха, Коломна, Шатура, Сергиев-Посад, Щелково)

22.03.2024 редакция от 10.03.2024

Ростехнадзор и Минстрой разъясняют: Вопросы эксплуатации тепловых сетей

Сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.


Вопрос от 01.12.2023:

Органом местного самоуправления выявляются бесхозяйные объекты, в том числе участки трубопроводов теплосети (диаметрами 108 мм. и более), обладающие признаками опасного производственного объекта и в порядке и в сроки, определенные требованиями 190 ФЗ «О теплоснабжении» определяется теплосетевая организация либо единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения, в которую входит бесхозяйный участок тепловой сети, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанного такого объекта. Бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении которого принято решение об определении организации по содержанию и обслуживанию, включается в утвержденную схему теплоснабжения.

Прошу разъяснить, возможно ли постановка такого участка трубопровода теплосети на учет в органах Ростехнадзора как оборудования, работающего под избыточным давлением и регистрация его в государственном реестре как технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.

Выявление бесхозяйного имущества, а также проведение с ним работы, в том числе по оформлению прав и приведению его в надлежащий вид, являются прямыми полномочиями органов местного самоуправления согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) опасными производственными объектами (далее – ОПО) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, в том числе объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:

  • пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
  • воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
  • иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 Мпа.

Предоставление государственной услуги по регистрации ОПО в государственном реестре ОПО (далее – Реестр) осуществляется на основании и в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ, Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371, и в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2019 г. № 140 (далее – Административный регламент), с учетом Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утверждённых приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 г. № 471 (далее – Требования).

Согласно пункту 14 Требований и подпункту 2 пункта 20 Административного регламента обязательным требованием к регистрации ОПО в Реестр является предоставление заявителем в регистрирующий орган: копий документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании ОПО, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются ОПО (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений).

Иным законным основанием права пользования объектом будет являться документ, подтверждающий факт того, что пользователь получил от владельца или распорядителя имущества право на его использование в течение определённого периода и на условиях, установленных собственником.

Указанные диспозитивные нормы предполагают возможность нахождения зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технические устройств, планируемых для применения на объектах, у эксплуатирующей организации не только на основании какого-либо вещного права (собственность, пр.), но и на основании обязательственных прав.

Абзацем третьим подпункта 2 пункта 14 Требований установлено, что на ОПО, на которых в соответствии с технологической документацией, предусмотренной федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, осуществляется непрерывный производственный процесс основной производственной деятельности, обусловленной особенностями технологического процесса, вместо документов, предусмотренных абзацами 1 и 2 подпункта 2 пункта 14 Требований, эксплуатирующая организация вправе предоставить в регистрирующий орган документы (в свободной форме), подтверждающие согласие собственника такого ОПО на его эксплуатацию.

На основании изложенного, эксплуатирующей ОПО организации в целях регистрации ОПО в Реестре, на котором осуществляется непрерывный производственный процесс основной производственной деятельности, необходимо представить документы (копии документов), подтверждающие непрерывность технологического процесса, а также документы (в свободной форме), подтверждающие согласие собственника такого ОПО на его эксплуатацию. Сведения о технологическом процессе (о его дискретности или непрерывности), в том числе описание технологических схем и операций, могут содержаться в технологических регламентах на ОПО, которые разрабатываются в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 227 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» (далее – ФНП ОРПД), утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 536, регистрации в государственном реестре ОПО подлежат объекты, в составе которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением (далее – оборудование), подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора или иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, идентифицируемые по признакам, указанным в пункте 3 настоящих ФНП и пункте 2 Приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.

Для постановки оборудования на учет, эксплуатирующая это оборудование организация представляет в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области промышленной безопасности, если оборудование эксплуатируется на подведомственном данному органу ОПО, заявление информацию и документы, перечисленные в пункте 224 ФНП ОРПД.

В случае непредставления эксплуатирующей организацией указанной информации и документов, представления указанной информации и документов не в полном объеме, а также в случае невозможности осуществления на основании представленной информации и документов идентификации оборудования и оценки его соответствия установленным требованиям в области промышленной безопасности, учетный номер оборудованию не присваивается.


Вопрос от 16.09.2021:

Должна ли программа проведения режимно-наладочных испытаний тепловой сети до проведения испытаний содержать режимную карту для каждой контрольной точки тепловой сети, график проведения испытаний с указанием сроков выполнения с конкретными датами, форму режимной карты тепловой сети?

Ответ Ростехнадзора: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного энергетического надзора Ростехнадзора.

В соответствии с пунктом 2.5.4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, зарегистрированным Минюстом России 02.04.2003 № 4358 (далее – Правила), режимная карта составляется по результатам проведенных режимно-наладочных испытаний и работ.

Ежегодно техническим руководителем организации утверждается перечень тепловых энергоустановок, на которых запланировано проведение режимно-наладочных испытаний и работ и сроки их проведения.

Дополнительно сообщаем, что нормативно-правовые документы не устанавливают требований к составлению и содержанию программы режимно-наладочных испытаний и работ.


Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти нормативными правовыми актами не являются. Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.


Письмо Минстроя России от 05.12.2023 N 75239-ФК/00 "О теплосетевых организациях"

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 5 декабря 2023 г. N 75239-ФК/00

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Под системой теплоснабжения понимается совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями, согласно пункту 14 статьи 2 закона о теплоснабжении. ( наше прим.-Система теплоснабжения)

Теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям, закрепляет пункт 16 статьи 2 закона о теплоснабжении. ( наше прим.-Теплосетевая организация)

Исходя из данных определений следует, что организация является теплосетевой, если оказывает услуги по совокупности организационно и технологически связанных действий в системе теплоснабжения, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, и соответствует критериям.

В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Закона о теплоснабжении, единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.( наше прим.-Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения)

Постановлением Правительства РФ от 25.11.2021 N 2033 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" внесены изменения в Правила организации теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила), а именно утверждены критерии отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям.

Пунктом 56(1) Правил предусмотрено, что отнесение собственников или иных законных владельцев тепловых сетей и (или) водопроводных сетей, используемых для оказания услуг по транспортировке горячей воды в открытых системах теплоснабжения, к теплосетевым организациям осуществляется при их соответствии одному из критериев, указанных в пункте 56(2) Правил, либо в совокупности следующим критериям на дату подачи заявления об установлении цен (тарифов):

  • а) владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок более 12 месяцев тепловыми сетями, используемыми для оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в системе теплоснабжения и (или) водопроводными сетями, используемыми для оказания услуг по транспортировке горячей воды в открытых системах теплоснабжения, при этом неразрывная протяженность участков указанных сетей в пределах одной системы теплоснабжения составляет:
    • для гг. Москвы и Санкт-Петербурга, в границах которых она расположена, не менее 10 километров в 2-трубном исчислении;
    • для поселений, городских округов, в границах которых она расположена, с суммарной численностью населения 1 млн. человек и более не менее 7 километров в 2-трубном исчислении;
    • для поселений, городских округов, в границах которых она расположена, с суммарной численностью населения от 500 тыс. человек до 1 млн. человек не менее 3 километров в 2-трубном исчислении;
    • для поселений, городских округов, в границах которых расположена данная система теплоснабжения и (или) водопроводная сеть, с суммарной численностью населения от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек не менее 1 километра в 2-трубном исчислении;
    • для поселений, городских округов, в границах которых она расположена, с суммарной численностью населения менее 250 тыс. человек не менее 500 метров в 2-трубном исчислении;
  • б) доля присоединенной тепловой нагрузки собственных теплопотребляющих установок не превышает 20 процентов общей тепловой нагрузки, присоединенной к принадлежащим им на праве собственности и (или) на ином законном основании тепловым сетям;
  • в) наличие организованной деятельности аварийно-диспетчерской службы, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, на срок не менее расчетного периода регулирования;
  • г) наличие официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Кроме того, отнесение собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям осуществляется при их соответствии одному из критериев, указанных в пункте 56(2) Правил, а именно:

  • а) теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены Правилами;
  • б) организация, заключившая концессионное соглашение, объектом которых являются тепловые сети, в части тепловых сетей, переданных во владение и пользование по концессионному соглашению. Если такая организация является собственником или иным законным владельцем иных тепловых сетей, то в части иных тепловых сетей такая организация признается теплосетевой организацией при ее соответствии критериям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 56(1) Правил;
  • в) юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся собственником или иным законным владельцем тепловых сетей, посредством которых в системе теплоснабжения обеспечивается передача более 50 процентов присоединенных тепловых нагрузок для указанной системы теплоснабжения.

Таким образом, отнесение собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям осуществляется в каждой системе теплоснабжения. В случае, если собственник или иной законный владелец тепловых сетей соответствует критерию, указанному в подпункте "а" пункта 52(2) Правил, то есть является единой теплоснабжающей организацией в данной системе теплоснабжения, то в данной системе теплоснабжения он признается теплосетевой организацией. В случае, если собственник или иной законный владелец тепловых сетей в системе теплоснабжения, не соответствует критериям, в том числе указанному в подпункте "а" пункта 52(2) Правил, то в данной системе теплоснабжения он не признается теплосетевой организацией.

Часть 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении устанавливает, что собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

И.о. директора Департамента развития

жилищно-коммунального хозяйства

Ф.А.КОЗЛОВ

Оцените новость:
средний балл: 3.2857 (7)

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)

вся цепочка

Другие новости в группе "Нормативные документы"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий