?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности тех.устройств, зданий,сооружений, наладка котельного оборудования в Московской области (Ногинск, Орехово-Зуево, Электросталь, Балашиха, Коломна, Шатура, Сергиев-Посад, Щелково)

15.12.2013 редакция от 07.06.2017

Ростехнадзор разъясняет: Обоснование безопасности опасного производственного объекта

На вопросы главного редактора журнала «Безопасность труда в промышленности» Станислава Николаевича Буйновского ответил врио руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексей Викторович Ферапонтов.

Вопрос. Заканчивается 2013 г., ознаменовавшийся большим количеством изменений, внесенных в законодательство о промышленной безопасности. В целях повышения инвестиционной привлекательности отраслей российской промышленности в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в редакции, вступившей в силу с 15 марта 2013 г.) введен новый инструмент — обоснование безопасности опасного производственного объекта. В чем заключается его принципиальная новизна?

Ответ. В ходе разработки изменений в законодательство о промышленной безопасности российским предпринимательским сообществом был поставлен вопрос об априорном отставании нормативно-правового регулирования от развития технологий, применяемых на опасных производственных объектах. В этой связи законодательно определено решение, позволяющее разрабатывать и применять индивидуальные требования промышленной безопасности к конкретному объекту, учитывающие все возможные технологические инновации, по тем или иным причинам не предусмотренные федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Обязанностью эксплуатирующей организации и, соответственно, предметом нашей проверки в данном случае становится соблюдение требований, содержащихся в документе «Обоснование безопасности опасного производственного объекта».

Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 33333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предмет проверки опасных производственных объектов, эксплуатируемых в соответствии с обоснованием безопасности, — соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований обоснования безопасности опасного производственного объекта; а иных опасных производственных объектов — без изменений, т.е. соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов.

Вопрос. Какие документы определяют требования к обоснованию безопасности?

Ответ. Это прежде всего статьи 1, 3, 4, 9, 13 и 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в которых:

  • введено понятие «обоснование безопасности опасного производственного объекта»;
  • определены случаи и порядок его разработки и изменения;
  • установлены требования по проведению экспертизы промышленной безопасности и направлению обоснования безопасности в надзорный орган;
  • отнесены требования, содержащиеся в обосновании безопасности, к обязательным требованиям промышленной безопасности;
  • установлена обязанность эксплуатирующей организации соблюдать данные требования;
  • предметом проверки при осуществлении государственного надзора определено соблюдение требований, содержащихся в обосновании безопасности.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. № 306 утверждены Федеральные нормы и правила опасных производственных объектов в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта», установившие требования к содержанию данного документа.

Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ (ред. от 14.11.2023) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

» Приказ Ростехнадзора от 27.12.2013 №646 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности»

Вопрос. В каких случаях можно разработать обоснование безопасности?

Ответ. Необходимость разработки обоснования безопасности определяется при подготовке проектной документации на строительство, реконструкцию или документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта. Документ разрабатывается, если при последующей эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации этого объекта потребуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности [1], таких требований недостаточно и (или) они не установлены.

Вопрос. Не вступят ли в противоречия требования, включенные в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, и обоснования безопасности? Какие требования применять?

Ответ. Закон о промышленной безопасности дает однозначный ответ на этот вопрос: обязанность организации — соблюдение требований, установленных обоснованием безопасности опасного производственного объекта (в случае его наличия).

Вопрос. Кто может разработать обоснование безопасности?

Ответ. Обоснование безопасности может разработать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации на строительство или реконструкцию опасного производственного объекта. Согласно требованиям градостроительного законодательства, такую документацию разрабатывают лица, имеющие выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ, связанным с проектированием опасных производственных объектов.

Вопрос. Можно ли разработать обоснование безопасности для действующего опасного производственного объекта, эксплуатация которого осуществляется с отступлениями от требований промышленной безопасности к эксплуатации?

Ответ. Для действующего опасного производственного объекта, эксплуатация которого осуществляется с отступлениями от требований промышленной безопасности, каких-либо «индульгенций» не предусмотрено. Такой объект эксплуатировать нельзя.

Вопрос. Что делать в случае строительства опасного производственного объекта при отсутствии требований промышленной безопасности?

Ответ. Застройщик или технический заказчик могут поручить лицу, осуществляющему подготовку проектной документации на строительство опасного производственного объекта, разработку обоснования безопасности. Как правило, в таких случаях за основу могут браться требования, изложенные в руководствах по безопасности Ростехнадзора, либо в национальных или международных стандартах. Следует помнить, что после положительной экспертизы промышленной безопасности требования обоснования безопасности станут для организации, эксплуатирующей данный опасный производственный объект, обязательными.

В случае, если при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта.

Вопрос. Кто проводит экспертизу промышленной безопасности обоснования безопасности?

Ответ. Экспертизу обоснования безопасности проводит организация, имеющая лицензию Ростехнадзора на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности. До выхода постановления Правительства Российской Федерации, уточняющего перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих данный лицензируемый вид деятельности, и включения в него пункта «проведение экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта» (такой проект уже разработан) экспертизу могут проводить экспертные организации, получившие лицензию, разрешающую проведение экспертизы документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.

Вопрос. Сколько обоснований безопасности может быть у одного опасного производственного объекта?

Ответ. Обоснование безопасности должно содержать применительно к конкретному опасному производственному объекту или его составляющей технические и организационные требования, дополнительные к установленным или отсутствующие в федеральных нормах и правилах. Для конкретного опасного производственного объекта должно быть одно обоснование безопасности (со всеми изменениями в случае их наличия). Изменения в обоснование безопасности вносят в случаях:

реконструкции, технического перевооружения опасного производственного объекта, для которого ранее было утверждено положительное заключение экспертизы промышленной безопасности обоснования его безопасности;

изменений условий безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, влекущих отступления от требований обоснования его безопасности.

Изменения в обоснование безопасности разрабатывают в порядке, установленном для обоснования безопасности. Применение обоснования безопасности без внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается.

Вопрос. После реконструкции и технического перевооружения опасного производственного объекта с применением обоснования безопасности нужно ли направлять в Ростехнадзор обоснование безопасности?

Ответ. После разработки и прохождения экспертизы промышленной безопасности обоснование безопасности направляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в территориальный орган Ростехнадзора при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре, т.е. Ростехнадзор должен иметь все обоснования безопасности (с изменениями при их наличии) для всех зарегистрированных опасных производственных объектов. Иначе мы просто не сможем надзирать по новым требованиям промышленной безопасности. После реконструкции и технического перевооружения опасного производственного объекта с применением обоснования безопасности это обоснование безопасности должно быть направлено в Ростехнадзор.

Таким образом, можно подытожить, что проектировщик:

  • разрабатывает проектную документацию на строительство или реконструкцию опасного производственного объекта;
  • определяет в процессе проектирования необходимость разработки обоснования безопасности опасного производственного объекта;
  • разрабатывает обоснование безопасности опасного производственного объекта;
  • дорабатывает проектную документацию на строительство или реконструкцию опасного производственного объекта с учетом требований, установленных обоснованием безопасности опасного производственного объекта.

Экспертная организация проводит экспертизу промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта.

А эксплуатирующая организация:

  • направляет обоснование безопасности опасного производственного объекта в надзорный орган;
  • исполняет требования обоснования безопасности опасного производственного объекта в процессе эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасного производственного объекта;
  • применяет результаты анализа риска в рамках системы управления промышленной безопасностью, декларирования промышленной безопасности, страхования ответственности.

[1] До дня вступления в силу соответствующих федеральных норм и правил в области промышленной безопасности положения п. 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» применяются в отношении требований промышленной безопасности, установленных нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании».

Оцените новость:
средний балл: 5.0000 (1)

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)

вся цепочка

Другие новости в группе "Нормативные документы"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Комментарии

Ваш комментарий